Путешествие по Енисею. Енисейск — Назимово

Совершенно случайно в середине июня мне посчастливилось отправиться в сплав по Енисею, от Енисейска до с.Нозимово.

5 июня из Дивногорска отправилась экспедиция РГО до мыса Челюскин, рассчитанная почти на 2.5 месяца. Слово «экспедиция» хоть и звучит очень масштабно, представляет из себя водное путешествие на катамаране с грузовой лодкой одного человека — Игоря Чапалова, к которому на разных участках большого маршрута будут подсаживаться туристы. Хотя основную часть маршрута ему предстоит пройти в одиночку. Я побывал на участке от г.Енисейска до д. Назимово, хотя по плану должны были успеть доплыть до д. Ярцево.

Я подсел на маршрут 9 июня, прежде преодолев путь в 340км на машине от Красноярска до Енисейска. Выход по воде немного задержался в связи с небольшой переделкой судна и загрузкой топливом. На весь маршрут, а это около 2.5 месяцев хода, требуется около тонны бензина. Его закупили в Енисейске, по причине низкой стоимости и проверенного качества.

Первая стоянка на ночлег ниже п. Подтёсово (около 20 км от Енисейска), здесь располагается ремонтно-эксплуатационная база речного флота (самая крупная речная РЭБ на всей территории бывшего СССР). Первый же вечер принес массу приятных впечатлений. Вода значительно теплее красноярской, уже можно спокойно купаться, не долго, но можно. Жаркий солнечный день, почти без гнуса перешел в вечер с бесконечной красоты закатом.

На утро нас ждал сюрприз. Нас с невероятной силой атаковали комары. Даже местные отмечают, что в этом году их слишком много. Стоит открыть часть тела не обработанную репеллентом, как в нее тут же впиваются десятки кровососов. Небо затянуло и начался трехдневный сезон дождей.

Что интересно, ширина Енисея в среднем течении доходит до километра, гор и холмов нет. В результате неба с реки открывается на расстояние в несколько километров. С таким обзором можно наблюдать непривычные для городского жителя небесные явления. Стоя на берегу или сидя в лодке можно видеть, как в стороне движется дождевой фронт, как передний край дождя шагает по земле, захватывая новые территории. Можно наблюдать, как в одной стороне Енисея светит солнце, а в другой бушует гроза.

По пути следования мы заходили в некоторые деревни, и в устья рек, впадающих по правому берегу Енисея. Заходили в такие реки как Большой Пит, Кия, Вятка, Тис.

Одна из самых полноводных и длинных – река Большой Пит. Жители поселка Усть-Пита рассказывают о невероятно чистой и прозрачной воде этой реки. Однако это в прошлом. В верховья реки сейчас ведется добыча золота, и вода с промывочных драг напрямую льется в реку, в результате чего некогда чистая река превратилась в мутный поток. Конечно, глина и песок в воде не так страшны, но прозрачности и чистоты уже нет. Жители Усть-Пита пытаются как-то свою реку защитить, но когда речь идет о золоте, их голос мало кому интересен (с их слов).

Очень заинтересовала река Кия, быстрая, с кристально чистой водой. В устье этой реки находиться поселение старообрядцев. На картах оно никак не обозначено. Это поселение довольно хорошо оснащено в техническом плане. На берегу лодки с японскими моторами, у домов тяжелая техника, трактора, бульдозера. Проложена электрическая линия, а воду в дома качают с реки бензонасосы. Люди не особо приветливые. Когда заходили в реку встретили много недоброжелательных взглядов.

Основная масса населенных пунктов на Енисее оторваны от внешнего мира. Дорога от Енисейска доходит только до д.Анциферово, дальше либо по воде, либо по зимнику.

По разговорам с местными жителями все печально: работы нет, денег нет и т.д. Однако у каждой деревни стоит по паре десятков лодок и у всех японские двигатели, в основном Ямахи. На берегу много тяжелой гусеничной техники, Уралов, Газов 66, тракторов типа Беларусь и бессчётное количество Нив и Уазиков. И если Уралы, Газы и Беларуси могли остаться от советского прошлого, то машины типа кроссоверов Сузуки явно приобретение сегодняшних дней. В с.Назимово, к примеру, почти в каждом дворе стоит машина, у многих иномарки. Жители этой деревни вообще мало пешком ходят, машины ездят очень активно. Казалось бы, зачем тут машины? Дело в том, что поездка на речном транспорте до Енисейска довольно дорога (к примеру, билет от Назимово (4 часа против течения, около 230км) стоит 1500р без груза, от Ярцево (6 часов) – 2400р, поэтому летом машины используются только для местного применения, а по зиме селяне активно ездят в город.

Во многих населенных пунктах ранее располагались животноводческие фермы. В с. Новоназимово стадо коров достигало аж 900 голов. На местах производили молочную продукцию, и затем снабжали города (со слов местных жителей, сам не проверял информацию). В некоторых имеются большие поля, где и сейчас выращивают зерно. Таким образом, инфраструктура в регионе имелась, и при желании, можно возобновить фермерские хозяйства на Енисее, и региону даст толчок к развитию, и людям работу. Сейчас работать негде, пара должностей на деревню.

Несмотря на сложность жизни, отсутствие официальной работы, селяне не особо стремятся уезжать в города. Если девушки уезжаю на учебу стараются остаться в городе, то парни после пары лет городской жизни, как правило, возвращаются. На реке всегда себя прокормить и при деле будешь, а в городе как повезет. Заброшенных домов хватает, но их не так много. При этом многие отстраиваются заново, их жители обосновываются, видимо, на долгую жизнь.

Отдельно стоит затронуть тему рыбного промысла. Разговорился в с. Назимово с одним мужиком пенсионного возраста, и он поведал про странности работы рыбнадзора в их краях.

Сейчас на ловлю рыбы нужно покупать лицензию, даже если ты ловишь с берега и удочкой. Лицензии рыб.охрана пытается всеми силами продать населению, и доходит до абсурда. Рыбнадзор продает лицензию на ловлю рыбы, в том числе и сетями, внимание, во время нереста! Те, кто должен охранять рыбные богатства руководствуются такой логикой: «Вы же все равно ловить будете, а так мы хотя бы на лицензиях заработаем». Т.е. основная задача охранного ведомства — отчитаться, сколько лицензий продали, а то при этом с разрешения этого же ведомства, совершенно легально ловят рыбу полную икрой в больших количествах их мало волнует (сделаю оговорку, это записано со слов местного жителя).

В этом году в большом количестве пошел Лещ. Говорят, что с каждого выезда привозят по несколько мешков рыбы. Проблема в том, что большая популяция Леща активно поедает в том числе и только что вымеченную икру других рыб. Лещ для сибирских рек — это такой рыбный сорняк, который выедает всё подчистую, пишут специалисты. Он имеет ту же кормовую базу, что и осетр и стерлядь, размножается гораздо быстрее и не имеет естественных хищников, которые бы сдерживали его популяцию. Есть только один плюс, местные обеспечат себя рыбой на зиму 😊

Больше всего из путешествия мне запомнились два момента, первый – это красивейшие закат, другой – посещение прибрежных населенных пунктов. Люди живут степенно, никуда не спешат, открыты к общению. Пока идешь к магазину, перезнакомишься с половиной деревни. Пока ждал отплытия обратно в Енисейск меня напоили, накормили, рассказали массу интересного. Приезжаешь в город с другим ощущением жизни.


Добавить комментарий